Вопрос о движущих социальных силах

С необыкновенной быстротой такая активность (каков бы ни был изначальный повод активизации — права человека или защита лесопарка) политизируется, ибо в казарменном «социализме» любая активность снизу, любое проявление не то что свободы или свободомыслия, а просто самодеятельности воспринимается властями как антисоциалистическая, т. е. воспринимается с политической враждебностью. Правящая каста сама, таким образом, выступает провокатором и политической активности населения.

Тенденцией является политическая активизация народа в целом.

Естественно, что народ не монолитен, есть разные представления о прошлом, настоящем и будущем.

Происходит идеологическое, а затем и социально-политическое размежевание.

От плюрализма мнений дело идет к осознанию плюрализма интересов и социальных действий.

Возникают «баррикады перестройки».

Готовятся политические схватки.

Ситуация становится революционной, вызревает революция.

Основная движущая сила такой революции — народ, т. е. то большинство населения, которое не желает более сохранения казарменного «социализма». Главная цель и лозунг революции — демократизация, переход к правовому обществу, социальная защита прав и свобод личности, социальной группы, любой социальной общности.

Главная форма демократической революции — народный фронт (он может называться и иначе — движение за перестройку, например, как в Литве, или народный комитет, или профсоюзное движение, как польская «Солидарность»). Народный фронт есть демократическое политическое движение, именно движение.

Влияние народного фронта на общественную жизнь может нарастать до такой степени, что образуется феномен двоевластия.

Понятно, что двоевластие не может быть устойчивым.

Власть переходит к одной из властей. Теоретически возможен вариант, когда влиятельные силы правящего аппарата выступают инициаторами демократического процесса, а в обстановке достигнутого двоевластия становятся на сторону народа.

Это подвиг.

Он сильно облегчает борьбу и делает революцию сравнительно мирной.