Финансовое положение

Вполне правдоподобная ситуация. В 1921 г., при переходе к новой экономической политике, Совнарком отменил существовавшее ранее, при «военном коммунизме», объединение общегосударственных и местных бюджетов. Перешли к принципу децентрализации — местные расходы покрываются местными же средствами.

Это побуждало органы власти на местах оживлять хозяйственную инициативу, изыскивать доходы, глубже вникать в работу предприятий.

Но в 30-е годы для быстрой индустриализации страны и по другим причинам финансовая централизация была усилена. Местные бюджеты и госбюджеты союзных и автономных республик стали формироваться за счет ежегодно устанавливаемых для них в вышестоящем бюджете отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов.

Этот принцип сохранился до наших дней. Выходит, упоминавшийся выше зампред сегодня целиком во власти работника вышестоящего органа, вольного установить для нижнего уровня какой угодно «процент» капвложений.

И потому, чтобы не пострадали жители района, он вынужден ставить свою подпись в фиктивном по сути акте. А уломать представителей Стройбанка и других членов госкомиссии — это уже дело техники.

Требовательность Совета народных депутатов к строителям, без сомнения, возрастет, как только он убедится, что это безопасно для местного бюджета. Простые призывы действовать принципиально, пожалуй, мало что дадут, если нет самостоятельности финансовой.

Поэтому некоторые экономисты предлагают в качестве первого шага закрепить на пятилетку нынешние ежегодные размеры отчислений в местные бюджеты.

И чтобы неиспользованные в одном году средства не «изымались» у заказчиков жилищно-гражданских объектов, а приплюсовывались к капитальным вложениям на новый год. Однако переход к такому порядку вовсе не означает, что можно мириться с беспринципностью при приемке недоброкачественных домов.