Плата за воздух

Украинские законы дают довольно широкие возможности для выхода в кэш: существует немалое количество схем легального обналичивания денежных средств, от простых до довольно сложных. «К таким схемам можно отнести расчеты между предприятиями и физлицами-предпринимателями (СПД), пребывающими на фиксированном налоге, выплату заработной платы, выплату роялти, дивидендов и иных платежей, сдачу в аренду помещений, оборудования», — перечисляет возможности управляющий партнер юркомпании «Правовая гильдия «ВикториАл» Виктор Мороз.

Использование СПД — одна из наиболее давних и популярных схем. Суть ее в том, что с предпринимателем, который работает на едином налоге, заключаются договора.

Например, на предоставление неких услуг.

«Виды деятельности — самые разные.

Это — и исследование рынка, и консалтинговые услуги, и маркетинг, и юридические услуги, и сдача в аренду оборудования и помещений», — отмечает партнер адвокатской фирмы GORO legal Дмитрий Овсий.

В договоре указывается необходимая сумма, которую получает СПД. Она же впоследствии выводится из безналичной формы в наличную. Расходы при этом составляют около 14%. С одной стороны, все легально и прозрачно.

С другой, появляется лишний интерес налоговых органов, которые по странному стечению обстоятельств именуют подобные «перевалочные пункты» конвертационными центрами.

Поэтому если через одного-двух предпринимателей регулярно кочуют большие суммы денег за предоставленные услуги, ждать беды, особенно — плательщикам, от которых эти суммы уходят на СПД. Дивидендная схема тоже все еще жива, и у налоговиков вообще нет оснований ее оспаривать.

Например, предприятие попросту решает выплатить дивиденды своим акционерам (собственникам) и, по факту, осуществляет обналичивание. Но проблема в данном случае — дороговизна.

До 35-60% придется отдать государству в форме НДС, налога на прибыль и подоходного налога получателя.

Кроме того, не имея прибыли, компания выплачивать дивиденды не сможет.

Да и очень часто пользоваться подобной схемой не выйдет, поскольку начисление дивидендов происходит раз в год либо квартал.

С роялти или оплатой так называемого ноу-хау — проще.

Фактически, это плата за авторские права, торговые марки или патенты.

То есть плата за пользование нематериальными активами.

Когда подрядчик предоставил в пользование, скажем, программное обеспечение либо какие-то свои разработки.

Либо собственник предприятия является также собственником торговой марки, используемой его бизнесом.

И, соответственно, как собственник торговой марки, получает плату за ее использование.

Но вопрос в том, насколько обоснованным будет размер роялти? Ведь чем выше сумма отчислений, тем больше внимания со стороны фискальных органов.

Кроме того, если обнаружится, что подрядчик является связанным лицом, за это по голове тоже не погладят. И могут вполне приравнять выплату роялти к работе конвертационного центра.

Если речь о плате за пользование торговой маркой, для обоснования размеров этой оплаты придется провести оценку такого нематериального актива.

Если предприятие существует не первый год, его торговая марка известна, проблем не будет — оценщики легко напишут правильную цифру в акте оценки бренда. А если не очень давно?

Ну тогда оценщики найдут аргументы в пользу своих выводов.

Также не стоит забывать, что использование объекта ноу-хау должно быть связано с хозяйственной деятельностью компании, иначе она не сможет включить роялти в состав своих доходов.

?