Современные здания

А ведь примитивную архитектуру не закроешь, как скучную книгу. Давно известно: мы создаем города, а потом города создают нас. Архитектура не роскошь. В ней заинтересованы народ, государство.

Она должна гуманизировать общество, доставлять комфорт и радость, идеологически воздействовать на человека, создавать новые формы быта, воспитывать патриотизм. Многие открывают в ней также способность воспитывать и новый тип работника, для которого нормой является стремление к высокопроизводительному труду.

Но далеко не всегда, как видим, она отвечает нашим эстетическим идеалам. И ответчик, и истец.

Были времена, когда наилучшей посчитали пятиэтажную застройку.

И архитекторы подвели под эту идею всяческие обоснования, нормативы.

Потом взгляд изменился, решили дать жизнь домам в 9, 12, 16 этажей — пожалуйста, вот новые нормы. Как говорится, по принципу «чего изволите?

» А ведь любая этажность скучна, если похожий дом повторен множество раз. Журналисты, да и не только они, подчас восторгаются работой москвичей, сооружающих дома в Тынде.

Нижневартовске, некоторых других городах Западной Сибири и на БАМе.

А почему бы не задуматься о том, правильно ли, что девятиэтажки, заполонившие Москву, без каких-либо изменений внешнего облика встают в местах, где образ жизни, климат резко отличаются от столицы. Если мы повсюду будем строить «кусочки Москвы», считает заслуженный архитектор РСФСР Л. Криппа, то нарушим главный принцип застройки, не придадим нашим городам индивидуальный облик.

Парадокс и в том, что москвичи переделывали панели наружных стен из-за климатических условий места строительства — на это была дана команда. Одновременно можно было изменить внешний облик их — но такой команды не последовало, и они «умыли руки», равнодушно протиражировали скучное однообразие.

Была команда — не было команды… Как часто подчинение застройки законам красоты или «законам» ремесла зависит от личности зодчего, его гражданственности, от того, считает ли он свою профессию, свою работу искусством, которому предстоит жить века, или просто средством зарабатывать на приличную жизнь.