Технологическое оборудование

Победы наши начались еще тогда, когда здесь была сплошная С тайга, и молодым строителям приходилось преодолевать неимоверные трудности. Машины утопали в грязи. С вечера их очищали от налипших комьев, а утром повторялось все сначала.

Подъем от Старого Скита был до того топким, что стоило бульдозеру хоть раз остановиться или пробуксовать, как он по самую выхлопную трубу погружался в мшистый зыбун. Тракторист, кое-как выкарабкавшись из грязи, мчался за подмогой.

Пригоняли второй бульдозер, вытаскивали первый. Так двойной тягой и продолжали путь.

А гнус?

Обыкновенная мошка?

Сейчас в Дивногорске ее нет и в помине.

А раньше на этом самом месте нельзя было спокойно стоять, не размахивая руками, не применяя всех возможных мер защиты от полчищ мелких, нестерпимо жалящих насекомых. Одна из мер была такой: нарезали лозу, связывали в виде веников и колотили ими друг друга.

Пока парни таскали и складывани на берегу шпалы, доски, детали сборных домов, привезенные на барже из Красноярска, девушки шли за ними и хлестали их вениками. Так разгружали баржи, так строили.

Даже на танцы ходили с вениками. А кроме этого зажигали на всех просеках дымовые шашки.

Стройка требовала мужества на каждом ее этапе.

В памяти строителей навсегда останется 26 апреля 1966 г., когда метровый ледяной покров реки под воздействием волны паводковой воды треснул и огромные льдины со скрежетом ринулись на верховую перемычку. Десятки машин сбрасывали тогда скальный грунт и гравий, непрерывно работали насосы в котловане пока река не уменьшила расхода воды в створе.

Напряженными были дни, когда перекрывали реку.

А вдруг, несмотря на все инженерные расчеты, несмотря на просьбу-ультиматум строителей, отчетливо написанную на первом опущенном в воду тетраэдре «Покорись, Енисей! », могучая река откажется повиноваться?

Напряженными были и дни, когда пошел большой бетон.

Каждая весна требовала от строителей подлинного мужества. О паводке 1966 г. расскажу подробнее.

Паводки сами по себе не были для нас чем-то неожиданным.

В 30-х годах мне довелось строить Бузулукскую и Кутукульскую ирригационные системы.

Поля нуждались в орошении. На многих окраинах страны в союзных республиках Средней Азии и Закавказья без орошения нельзя было и мечтать о развитии сельскохозяйственного производства.